Національна громадська платформа
«Реформуємо МВС: прозорість та відповідальність»

http://police-reform.khpg.org/index.php?id=1429549774


Полицейская академия. Как американцы тренируют новую патрульную службу Киева

20.04.2015
джерело: nv.ua
В июне две тысячи новых патрульных, которых отобрали из 33 тысяч желающих, выйдут на улицы Киева, заменив службу ГАИ.

А пока они уже больше месяца проходят подготовку на территории института МВД на самой окраине Киева, на улице Бориспольской.

Это – режимный объект. Пока ждем разрешения зайти, общаемся со "студентами", которые выходят на перерыв выпить кофе или покурить. Будущих патрульных можно отличить по форме – новеньких темно-синих курточках, футболках поло и бейсболках.

- Здравствуйте, - догоняем троих ребят в такой форме. – Мы пишем репортаж о новой патрульной службе. Расскажите, почему вы решили пойти в патрульные?

Они охотно соглашаются, но прежде просят документы – так здесь учат.

- Откуда вы?

- По-разному, кто откуда, – отвечает за всех один из парней. Держится уверенно, в своих черных очках и казенной бейсболке действительно похож на иностранного полисмена. – Меня зовут Егор, родился и вырос в Донецке. Сейчас живу в Киеве. Учусь, работаю. Бывший кинолог. Теперь здесь. Мне 21 год.

- Александр. Из Киевской области. Работал охранником. Теперь здесь. Мне 21.

- Сергей, мне 24. Я сам киевлянин, местный.

-Чем занимались раньше?

- Богатый опыт работы, разный, и в сфере продаж, и в ресторанной сфере поработал, - отвечает Сергей.

- Почему вы сюда решили прийти?

- Верим в будущие перемены. Побуждения романтические. Город Киев – родной для меня. Поэтому хочется, чтобы в нем стало жить более комфортно, спокойно и уютно, и на улицах было чисто. Вот чего хочется, - говорит Сергей.

- У каждого разные цели, - подхватывает кинолог Егор. - Глупо говорить, что все сюда пришли за идею, не купившись на материальное обеспечение, которое нам обещают. Конечно, каждый пришел, в первую очередь, помогать, защищать. Но чтобы помогали и защищали и при этом отсутствовала коррупция, нужно обеспечение. Мы в это поверили. Я лично верил в инструкторов из других стран. Слава Богу, это правда. Пока что не разочаровываемся.

Программа обучения полностью новая, рассчитана на десять недель. Каждый день по четыре пары, иногда и по пять – шесть. Занятия начинаются в 8:30 и до 15:20. В обеденный перерыв можно поесть в столовой на территории института. Режим у будущих патрульных не казарменный – после учебы они могут ехать домой. Студентам из других городов предоставляют общежитие. А вот обещанную стипендию – две тысячи гривен в месяц – еще не платили. Хотя, как мы узнаем позже, материальный вопрос для будущих полицейских не менее важен, чем идейные мотивы.

Вскоре нас впускают на территорию. Тут оживленно, как в любом студгородке – часть людей бегает кросс, другая группа отрабатывает технику задержания, третья – учится управляться с полицейской машиной.


Расписание занятий будущих патрульных
Расписание занятий будущих патрульных
 

- Расскажите, чем вы тут занимаетесь. – подходим к высокому крупному мужчине.

- Извините, не могу. Я готовлюсь к квизу, – говорит он вежливо, уворачиваясь от нас.

- А что за квиз?

- Это тесты у нас так называются.

- Удачи вам тогда, - идем дальше.

Подходим к девушке на скамейке. Она погружена в книжку с правилами дорожного движения. Знакомимся. Ее зовут Инна, 33 года, киевлянка.  

- Инна, а чем вы занимались раньше, до того, как в патрульную службу податься?

- Преподавателем правоведения.

- А почему решили сюда пойти?

- Есть две причины, как и у многих людей, которые здесь обучаются. Первое – это желание что-то поменять. Ты можешь изменить что-то, только если сам принимаешь в этом участие. Второе, возможно, не самое достойное, но хоть какое-то вознаграждение за это. 

- И как вам тут – не разочарованы?

- Нет. Наоборот, я приятно удивлена, что обучение происходит на совсем новой качественной основе, к подбору кадров отнеслись очень ответственно. Это не может не радовать. Если бы вы были на обучении, вы бы заметили, что тут больше обучают какой-то социальной работе. То есть мы будем даже больше соцработниками, чем милиционерами.

- Вы считаете, это правильно?

- Я считаю, правильно. Потому что готовится не криминальная милиция. Готовят людей, которые будут работать с людьми, которые должны к ним внимательно и уважительно относиться. Потому что в советской школе милиции этому мало внимания уделялось.

- Вы сами с какого потока?

- С третьего. Хотела подчеркнуть еще: к третьему блоку причин, почему я сюда пошла –кандидатов отбирали очень щепетильно. В группе я увидела, что это действительно люди с высшим или несколькими высшими образованиями. Это абсолютно адекватные люди, психически здоровые, даже физически подготовленные. Люди, которые занимаются саморазвитием. То есть я чувствую себя надежно с такими коллегами, чего у меня не было на моих предыдущих работах. 

Чуть позже встречаем Инну на спортплощадке. Она отрабатывает на партнере задержание – ловко одевает на него наручники, валит на землю, если тот сопротивляется.

 

Девушек тут много – примерно одна на четверых парней. Когда объявляли набор, первый заместитель министра МВД Эка Згуладзе, курирующая реформу, специально приглашала на службу женщин: она убеждена, что они улучшают работу полиции. По мнению грузинки, патрульная полиция – одна из тех сфер, где женщины не менее необходимы, особенно в решении проблем насилия в семье и незащищенности детей.

Есть женщины и среди инструкторов. С одной из них, Татьяной, 28 лет, пересекаемся в спортзале, где группа инструкторов из миротворческих войск проходит спецподготовку под руководством патрульных из Калифорнии. Эта программа для нее, как и для студентов – возможность поучаствовать в "исторических событиях" и поучиться у иностранных коллег. Пока мы беседуем с ней, инструкторам демонстрируют приемы задержания в ситуации с низкой опасностью.

- Что нового вы узнали от американских полисменов? Что у них есть такого, чего нет у нас?

- Это абсолютно другая система подхода к работе. У нас еще постсоветское законодательство. У них же эта система на протяжении 35 лет уже работает. Они дают нам альтернативу. Мы можем выбрать более подходящую для нашей страны, и когда новое законодательство уже будет принято, мы эту систему можем как-то подогнать для нашего менталитета.

- Думаете, приживется система?

- Поживем – увидим. Задумка очень хорошая. Посмотрим, какие будут курсанты. Если будет у них желание работать, учиться тренироваться, тогда будет все нормально.

Миротворцы пока не преступили к обучению студентов, тренируются сами. Первые группы патрульных обучают бойцы из подразделения МВД Сокол, 19 человек, прибывшие из АТО. Кстати, на базе этого спецподразделения будут делать новый спецназ по типу американского SWAT. 

- Помним, как всегда, возле укрытия – стоечка фронтальная. Носки смотрят прямо, коленочки согнуты, корпус тела согнут, локоточки вместе, смотрим на цель. У нас приоритет – вот тот дом, – инструктируют студентов двое бойцов Сокола на полигоне.

Подходим к одному из них.

- Почему ваше подразделение отправили преподавать?

- Не я решил – вопрос к вышестоящему. Раньше не преподавал, но обучать интересно, что-то новое. Тут полностью новая система – другая техника задержания, методика построения приемов – больше настроена на айкидо, физические рычаги.

- Толк будет из ваших подопечных?

- Посмотрим, - сдержано отвечает он. – Американская система рассчитана на минимальный риск. Сам полицейский рискует минимально – если он видит, что не справится, он не будет идти на контакт. В том-то и проблема. Реформаторы говорят, что нужно менять менталитет милиции. Я вам скажу, что нужно менять менталитет людей. Этим ребятам будет нелегко поначалу. Потому что люди обнаглели, почувствовали безнаказанность, люди не будут их воспринимать. Мне кажется, это будет большой проблемой. 

Американские полицейские, работающие в спортзале, держатся спокойно и уверено. Считают, что нужно просто делать свое дело, работать и все получится.

- Это займет время. Но люди скоро поймут, что это патрульные, которые не хотят брать взятки, а хотят помочь людям. Все еще будут люди, которые не доверяют, и они, может, никогда не будут. Это понятно. Но эти новые патрульные протопчут дорожку и создадут структуру, которую будет уважать вся страна, - говорит нам Лора Клар, 50 лет, из дорожного патруля Калифорнии. Свой приезд в Украину она называет "уникальной возможностью", "от такого не отказываются".

В программе обучения, помимо любимой тут всеми тактической и огневой подготовки и нелюбимого админправа, есть абсолютно новые для МВД предметы – эффективная коммуникация, партнерство, права человека, толерантность, антикоррупционное законодательство. Преподаватели – практики. Их, как и студентов, отбирали через конкурс.

Одного из таких преподавателей – Ольгу Калашник из женского правозащитного центра Ла Страда – находим в учительской.

- Какое у вас впечатление от обучения и от ребят?

- Вы знаете, я столько лет уже работаю со специалистами по разным направлениям, но это для меня совсем новый опыт. Люди очень разные. У кого-то есть высшее образование, у кого-то нет, есть строители, инженеры, журналисты, тренеры, учителя. Есть люди, которые уже работали в органах внутренних дел – их очень видно. Они выделяются.

- Их сложно переучить?

- Те, кто в МВД уже работал, говорят: "Что вы нам тут рассказываете! Это все хорошо, но каким образом мы будем это в своей работе использовать?!" Остальные – реагируют довольно серьезно. Мне нравится.

Уже на выходе разговорились с сотрудником милиции Сергеем, 39 лет. Он уже несколько лет стоит тут на вахте. До этого больше десяти лет был на другом объекте. 

- Не знаю, что из того получится. По старой системе нужно шесть месяцев в школе милиции отучиться, чтобы табельное оружие получить. А курсанты Нацгвардии четыре года учатся.

- Что тут за студенты?

- Да самые разные есть. Хипстеры, рэпперы... 4-й или 5-й айфон - это минимум. Вон видите, - кивает он в сторону коренастого молодого человека в кожаной куртке, - этот тоже студент. У него Мерседес. Почти все машины на улице – это наших новых патрульных. А мотоциклы - на них инструктора приезжают. 

- А вы сам не пытались подаваться на патрульного?

- Так куда мне! По возрасту не подхожу. У меня 19 лет выслуги. Семь лет до пенсии осталось – и тут реформа. Не знаю, как дальше.

коментарі

Ви також можете скористатись формою для коментарів від соціальних сетей