Національна громадська платформа
«Реформуємо МВС: прозорість та відповідальність»

версія для друку

Новая полиция – чего не делает МВД Украины?

08.07.2015
автор: Олег Мартыненко

Три дня назад статья О.Ельцова (http://www.tema.in.ua/article/9080.html) о результатах работы патрульной полиции запустила своеобразную «эстафету оценивания». В ней  место нашлось всем – и поклонникам реформ, и скептикам, и обвинителям. Фронт оценки действий полиции за 3 суток расширился максимально. В сообщениях на ФБ есть все – высказывания о профессиональности действий в той или иной ситуации; линчевание должностных лиц полиции за тотальное использование русского языка; споры о фото обнаженных полицейских на домашних страницах в соцсетях и т.д.

Я не хочу поддерживать в этой эстафете ни ту, ни другую сторону. Мне искренне симпатичны неумелые, но очень мотивированные новички в полиции и при этом я прекрасно понимаю, что при желании недостатки можно найти в работе профессионалов любого уровня.

Но за треском копий, ломающихся на поле битвы между оптимистами и скептиками новой полиции, остался неслышным практически основной вопрос «инициатора» первоначальной статьи – правда ли, что за первые сутки работы полиции случилась утеря двух пистолетов и 4 ДТП с участием полиции?

С одной стороны, МВД вроде как ответило на этот вопрос. А.Шевченко подтвердил данные о трех слегка поврежденных патрульных машинах. Э.Згуладзе-Глуксманн, наоборот, сказала, что все это неправда. На этом большинство населения может считать, что тема исчерпана. Но…

Такой ли должна быть реакция министерства? Если абстрагироваться от личности спикеров, то мы получим вполне тривиальную словесную перепалку типа: «Смотрите, что у вас происходит» - «Это все не совсем так, это правда только наполовину» - «Нет, это вообще неправда, это только злой человек так говорить может» и т.д.

Ситуация эта до боли напоминает случай трагической гибели студента И.Индило 2010 г. в помещении Шевченковского РУВД г.Киева. Именно тогда на все обвинения, сомнения, аргументы и показания министр Могилев отвечал просто: «… я не усматриваю вины в смерти парня наших сотрудников. Я сам прошел по всему маршруту, посекундно сверяя его с записями камер слежения и показаниями свидетелей» (http://focus.ua/politics/141119). И вся страна в то время должна была вроде как поверить на слово министру только потому, что он сделал это заявление как официальное лицо МВД.

А пресс-служба МВД даже угрожающе намекнула не в меру активным поклонникам законности, что, мол «… этими проблемами начинают спекулировать общественные организации и политические силы» (http://bilozerska.livejournal.com/273823.html). Но при этом никто – ни адвокаты, ни родственники, ни правозащитники - не смогли получить допуска к видеоматериалам. И только когда в интернете произошла утечка служебной информации и видеоматериалы о смерти Индило появились «в широком просмотре», было проведено более-менее адекватное расследование и наказано несколько сотрудников милиции. Заодно граждане сделали для себя вывод – на слово верить чиновникам от МВД нельзя.

Что мы можем предложить сейчас МВД для того, чтобы оно не повторяло ошибок Могилева спустя пять лет? И чтобы на обвинения и упреки граждан МВД вело себя не как частное и обиженное лицо, а как государственный орган, обязанный предоставить нам, налогоплательщикам, аргументы в пользу своей непричастности к незаконным действиям?

Во-первых, внедрить в работу МВД политику открытости. Например, ежесуточно выставлять на сайте результаты работы патрульной службы. Так, например, уже делает Самборский райотдел Львовской обл. #Реформа ОВС_Самбір

Во-вторых, разработать так называемую crime mapping – интерактивную «карту преступности», где граждане могут сами выставлять сообщения о правонарушениях для последующей проверки их полицией. Разработка такой карты стоит не больше 60 тыс.грн. для всех регионов Украины и занимает не более 2 месяцев работы 2-3 IT-специалистов.

В-третьих, просто проводить служебные проверки по фактам нарушений полицейскими требований закона с участием заявителей. В данном случае, например, О.Ельцову можно было бы предложить просмотреть записи всех видеорегистраторов полиции за прошедшие сутки. И в случае, если содержание видеозаписей является служебной информацией, МВД вполне спокойно могло бы предоставить О.Ельцову допуск к такой информации согласно установленной законом процедуре.

К сожалению, ничего из этих трех простых и очевидных пунктов МВД Украины не предприняло. Хорошо это или плохо? Давайте посмотрим на дальнейшие действия министерства. Если ситуация не поменяется, то вполне может оказаться, что МВД просто выставило перед собой  живой щит из новых полицейских, которые будут ограждать нас молодостью и обаянием от старой милицейской системы, которая и не думает о реформах всерьез.

Поставити посилання у соцмережі


коментарі

Щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном  »»
Ви також можете скористатись формою для коментарів від соціальних сетей